Мастер-класс «Как помочь ребёнку стать читателем?»
для родителей детей старшего дошкольного возраста
Концепция
Актуальность. Ушло время, когда мы с замиранием сердца шли в библиотеку и погружались в волшебный мир книг. Пришла эпоха информационных и цифровых технологий, время компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением. Время, когда мы прибегаем к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей к книге. На мой взгляд, сегодня перед нами стоит трудная задача: вспомнить о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру, сеет в маленькую душу зёрна нравственности. Как сказал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе».
Способ решения проблемы. Знакомство с многогранным и многофункциональным методом «Сторисек», что в переводе с английского означает «мешок историй», явилось решением данной проблемы. Метод был разработан в 1994 году в Великобритании Нейлом Гриффитсом, доктором филологии, автором книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считал, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?» Идея «Сторисек» заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольников всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг. Использование данной технологии позволит увлечь дошкольников чтением, но это невозможно без сотрудничества с родителями.
Описание психолого-педагогической технологии работы с родителями. Необходимость передачи знаний и опыта в использовании данной технологии привела к организации мастер-класса как одной из эффективных форм педагогической технологии. Мастер-класс для родителей «Как помочь ребёнку стать читателем?» в форме интегрированного занятия, сочетающего моделирование и презентацию технологии, позволит вовлечь родителей в процесс использования метода «Сторисек» путём организации совместной деятельности в составе нескольких малых групп.
Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям использование метода «Сторисек» как способа развития интереса к чтению художественной литературы.
Задачи: Продемонстрировать родителям возможности инновационной технологии «Сторисек». Создать положительную эмоциональную атмосферу. Содействовать в формировании и развитии способностей родителей к сотрудничеству, работе в команде с другими взрослыми, педагогом. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Методы и приемы:
- наглядные: демонстрация мультимедийной презентации
- практические: моделирование, игровые упражнения
- словесные: беседа, общение, ответы на вопросы
Материалы и оборудование:
- демонстрационный экран, проектор, ноутбук, мольберт;
- разрезные картинки «Родители», «Дети», «Педагоги»;
- иллюстрация «Зимние забавы», карточки «Времена года»; карточки для игры «Мемори»;
- цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч, коробка картонная, декоративные наклейки;
- 5 наименований познавательной литературы, иллюстрации, загадки, стихи, раскраски, маски-ободки;
- магнитное изображение ёлки; магнитные ёлочные игрушки по количеству участников;
- магнитное изображение солнца; магнитные полоски жёлтого, зелёного цвета по количеству участников;
- памятка «Сторисек» - универсальный метод развития у детей интереса к книге и культуре чтения» по количеству участников.
Деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная |
Общение и взаимодействие в малых группах, беседа, ответы на вопросы, афиширование-представление результатов, рефлексия «Солнышко» |
Игровая |
Разрезные картинки «Распределись на группы», игра «Подбери картинку», игра «Мемори», игровое упражнение «Укрась ёлочку» |
Изобразительная
|
Аппликация с элементами рисования «Укрась Сундучок историй» |
Этапы |
Цель этапа |
Инструментарий педагога или специалиста по достижению цели |
Раздаточный материал |
Деятельность родителей |
Планируемый результат |
Вводный |
Создать условия для мотивации родителей в продвижении детского чтения. Познакомить с методом «Сторисек» как способом развития интереса к чтению художественной литературы. |
Воспитатель приветствует родителей, приглашает на свой мастер-класс. |
|
|
|
Презентация «Как помочь ребенку стать читателем?» |
|||||
Показывает бук-трейлер к произведению Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Воспитатель знакомит родителей с методом «Сторисек», заинтересовывает родителей идеей создания «Сундучка историй». Воспитатель показывает слайд «Компоненты Сундучка историй», отвечает на вопросы родителей. Воспитатель конкретизирует участников создания Сундучка историй. |
|
Родители просматривают бук-трейлер
Родители принимают информацию, знакомятся с методом «Сторисек».
Родители смотрят презентацию, задают вопросы. |
Получено представление о современных средствах, способствующих развитию интереса к детской книге и культуры чтения у детей, о компонентах и участниках «Сторисек». Заинтересованы созданием Сундучка историй. |
||
Основной |
Непосредственное вовлечение родителей в деятельность для совместного с педагогом осваивания технологии «Сторисек». Создание положительной эмоциональной атмосферы. Формирование и развитие способностей родителей к сотрудничеству, работе в команде.
|
Сюрпризный момент. Разрезные картинки «Распределись на группы» |
|||
Воспитатель предлагает собрать Сундучок историй к произведению В.Одоевского «Мороз Иванович», распределившись на три группы участников, и приглашает за столы. |
Разрезные картинки «Родители», «Дети», «Педагоги» |
Родители берут любую часть разрезной картинки, собирают три разных изображения. Объединяются в три группы, рассаживаются за столами. |
|
||
Групповая работа |
|||||
Аппликация с элементами рисования «Укрась Сундучок историй» |
Сформированы и развиты способности родителей к сотрудничеству, к работе в команде в процессе создания Сундучка историй. |
||||
Воспитатель говорит задание для группы участников «Родители»: продумать дизайн и оформить Сундучок историй по произведению В.Одоевского «Мороз Иванович». |
Цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч, коробка картонная, декоративные наклейки. |
Проявляют активную позицию. Продумывают дизайн и оформляют Сундучок историй» |
|||
Мозговой штурм «Наполни Сундучок историй» |
|||||
Педагогам - подобрать книги, пособия, игры, которые способствуют формированию у детей интереса к книге «Мороз Иванович». |
5 наименований познавательной литературы, иллюстрации, загадки, стихи, раскраски, маски-ободки. |
Родители подбирают компоненты Сундучка историй «Мороз Иванович». |
|||
Игры «Подбери картинку», «Мемори» |
|||||
Участникам «Дети» задаёт вопросы: Ребята, в какое время года происходит действие сказки? Чем зима отличается от других времён года? Воспитатель предлагает подобрать картинки, соответствующие зимнему времени года. А затем сыграть в игру «Мемори». |
Иллюстрация «Зимние забавы»; Карточки для игры «Мемори». |
Родители отвечают на вопросы педагога. Выполняют задание на подбор картинок, соответствующих зимнему времени года. Играют в игру «Мемори»: переворачивают карточки в поиске парных |
|||
Афиширование-представление результатов |
|||||
Воспитатель предлагает участникам «Родители» продемонстрировать дизайн будущего Сундучка историй, задаёт вопросы: Чем вы его украсили? Почему именно так? Интересуется у участников «Педагоги», какие материалы выбрали и почему? Предлагает наполнить созданный «Сундучок историй» выбранными пособиями. |
|
Родители демонстрируют дизайн будущего Сундучка историй.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Наполняют оформленный сундучок выбранными пособиями. |
Овладение родителями технологией «Сторисек», формирование мотивации к повышению интереса и увлечению детей чтением, саморазвитию. |
||
Игровое упражнение «Украсим ёлочку» |
|||||
Воспитатель приглашает всех участников мастер-класса помочь Морозу Ивановичу украсить ёлочку возле его терема: повесить на ёлочку игрушки так, чтобы тень от игрушки и сама игрушка совпадали. |
Магнитное изображение ёлочки; Ёлочные игрушки по количеству участников |
Родители украшают ёлочку игрушками, выполняя задание воспитателя. |
Создана положительная эмоциональная атмосфера |
||
Заключительный |
Повысить уровень педагогической культуры родителей, активизируя самооценку и самоанализ деятельности на мастер-классе |
Рефлексия «Солнышко» |
|||
Предлагает выбрать полоски-лучики зелёного и жёлтого цвета (если понравился мастер-класс – это было актуально, полезно, интересно – полоска желтого цвета; если неудовлетворение увиденным - зеленая полоска) и создать картинку «солнышко». Организует обмен мнениями присутствующих, даёт оценку происходящему. |
Магнитное изображение солнца на мольберте; Магнитные полоски жёлтого, зелёного цвета по количеству участников. |
Родители прикрепляют выбранные полоски в виде лучиков солнца на картинке. Обмениваются мнениями о мастер-классе.
|
Повышен уровень педагогической культуры родителей. |
||
Воспитатель дарит памятки «Сторисек» - универсальный метод развития у детей интереса к книге и культуре чтения». Благодарит родителей за участие. |
Памятки «Сторисек» - универсальный метод развития у детей интереса к книге и культуре чтения». |
Родители принимают в дар памятки.
|
|