Мастер-класс «Как помочь ребёнку стать читателем?»

для родителей детей старшего дошкольного возраста

Концепция

Актуальность. Ушло время, когда мы с замиранием сердца шли в библиотеку и погружались в волшебный мир книг. Пришла эпоха информационных и цифровых технологий, время компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением. Время, когда мы прибегаем к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей к книге. На мой взгляд, сегодня перед нами стоит трудная задача: вспомнить о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру, сеет в маленькую душу зёрна нравственности.  Как сказал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе».

Способ решения проблемы. Знакомство с многогранным и многофункциональным методом «Сторисек», что в переводе с английского означает «мешок историй», явилось решением данной проблемы. Метод был разработан в 1994 году в Великобритании Нейлом Гриффитсом, доктором филологии, автором книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считал, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?» Идея «Сторисек» заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольников всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг. Использование данной технологии позволит увлечь дошкольников чтением, но это невозможно без сотрудничества с родителями.

Описание психолого-педагогической технологии работы с родителями. Необходимость передачи знаний и опыта в использовании данной технологии привела к организации  мастер-класса как одной из эффективных форм педагогической технологии. Мастер-класс для родителей «Как помочь ребёнку стать читателем?» в форме интегрированного занятия, сочетающего моделирование и презентацию технологии, позволит вовлечь родителей в процесс использования метода «Сторисек» путём организации совместной деятельности в составе нескольких малых групп.

Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям использование метода «Сторисек» как способа развития интереса к чтению художественной литературы.

Задачи: Продемонстрировать родителям возможности инновационной технологии «Сторисек». Создать положительную эмоциональную атмосферу. Содействовать в формировании и развитии способностей родителей к сотрудничеству, работе в команде с другими взрослыми, педагогом. Повысить уровень педагогической культуры родителей. 

Методы и приемы:

- наглядные: демонстрация мультимедийной презентации

- практические: моделирование, игровые упражнения

- словесные: беседа, общение, ответы на вопросы

Материалы и оборудование:

- демонстрационный экран, проектор, ноутбук, мольберт;

- разрезные картинки «Родители», «Дети», «Педагоги»;

-  иллюстрация «Зимние забавы», карточки «Времена года»; карточки для игры «Мемори»;

- цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч, коробка картонная, декоративные наклейки;

- 5 наименований познавательной литературы, иллюстрации, загадки, стихи, раскраски, маски-ободки;

- магнитное изображение ёлки; магнитные ёлочные игрушки по количеству участников;

- магнитное изображение солнца; магнитные полоски жёлтого, зелёного цвета по количеству участников;

- памятка «Сторисек»  - универсальный метод развития у детей интереса к книге и культуре чтения» по количеству участников.

Деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Общение и взаимодействие в малых группах, беседа, ответы на вопросы, афиширование-представление результатов, рефлексия «Солнышко»

Игровая

Разрезные картинки «Распределись на группы», игра «Подбери картинку», игра «Мемори», игровое упражнение «Укрась ёлочку»

Изобразительная 

 

Аппликация с элементами рисования «Укрась Сундучок историй»

 

 

Этапы

Цель этапа

Инструментарий педагога или специалиста по достижению цели

Раздаточный материал

Деятельность родителей

Планируемый результат

Вводный

Создать условия для мотивации родителей в продвижении детского чтения.

Познакомить с методом «Сторисек» как способом развития интереса к чтению художественной литературы.

Воспитатель приветствует родителей, приглашает на свой мастер-класс.

 

 

 

Презентация «Как помочь ребенку стать читателем?»

Показывает бук-трейлер к произведению Владимира Одоевского «Мороз Иванович».

Воспитатель знакомит родителей с методом «Сторисек», заинтересовывает родителей идеей создания «Сундучка историй».

Воспитатель показывает слайд «Компоненты Сундучка историй», отвечает на вопросы родителей.

Воспитатель конкретизирует участников создания Сундучка историй.  

 

Родители просматривают бук-трейлер

 

 

Родители принимают информацию, знакомятся с методом «Сторисек».

 

Родители смотрят презентацию, задают вопросы.

Получено представление о современных средствах, способствующих развитию интереса к детской книге и культуры чтения у детей, о компонентах и участниках «Сторисек». Заинтересованы созданием Сундучка историй. 

Основной

Непосредственное вовлечение родителей в деятельность для совместного с педагогом осваивания технологии «Сторисек».

Создание положительной эмоциональной атмосферы.

Формирование и развитие способностей родителей к сотрудничеству, работе в команде.

 

Сюрпризный момент. Разрезные картинки «Распределись на группы»

Воспитатель предлагает собрать Сундучок историй к произведению В.Одоевского «Мороз Иванович», распределившись на три группы участников, и приглашает за столы.

Разрезные картинки «Родители», «Дети», «Педагоги»

Родители берут любую часть разрезной картинки, собирают три разных изображения. Объединяются в три группы, рассаживаются за столами.

 

Групповая работа

Аппликация с элементами рисования «Укрась Сундучок историй»

Сформированы и развиты способности родителей к сотрудничеству, к работе в команде в процессе создания Сундучка историй.

Воспитатель говорит задание для группы участников «Родители»: продумать дизайн и оформить Сундучок историй по произведению В.Одоевского «Мороз Иванович».

Цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч, коробка картонная, декоративные наклейки.

Проявляют активную позицию. Продумывают дизайн и оформляют Сундучок историй»

Мозговой штурм «Наполни Сундучок историй»

Педагогам - подобрать книги, пособия, игры, которые способствуют формированию у детей интереса к книге «Мороз Иванович».

5 наименований познавательной литературы, иллюстрации, загадки, стихи, раскраски, маски-ободки.

Родители подбирают компоненты Сундучка историй «Мороз Иванович».

Игры «Подбери картинку», «Мемори»

Участникам «Дети» задаёт вопросы: Ребята, в какое время года происходит действие сказки? Чем зима отличается от других времён года? Воспитатель предлагает подобрать картинки, соответствующие зимнему времени года. А затем сыграть в игру «Мемори».

Иллюстрация «Зимние забавы»;

Карточки для игры «Мемори».

Родители отвечают на вопросы педагога. Выполняют задание на подбор картинок, соответствующих зимнему времени года. Играют в игру «Мемори»: переворачивают карточки в поиске парных

Афиширование-представление результатов

Воспитатель предлагает участникам «Родители» продемонстрировать дизайн будущего Сундучка историй, задаёт вопросы: Чем вы его украсили? Почему именно так?

Интересуется у участников «Педагоги», какие материалы выбрали и почему? Предлагает наполнить созданный «Сундучок историй» выбранными пособиями.

 

Родители демонстрируют дизайн будущего Сундучка историй.

 

Отвечают на вопросы воспитателя.

 

Наполняют оформленный сундучок выбранными пособиями.

Овладение родителями технологией «Сторисек», формирование мотивации к повышению интереса и увлечению детей чтением, саморазвитию.

Игровое упражнение «Украсим ёлочку»

Воспитатель приглашает всех участников мастер-класса  помочь Морозу Ивановичу украсить ёлочку возле его терема: повесить на ёлочку игрушки так, чтобы тень от игрушки и сама игрушка совпадали.

Магнитное изображение ёлочки;

Ёлочные игрушки по количеству участников

Родители украшают ёлочку игрушками, выполняя задание воспитателя.

Создана положительная эмоциональная атмосфера

Заключительный

Повысить уровень педагогической культуры родителей, активизируя самооценку и самоанализ деятельности на мастер-классе

Рефлексия «Солнышко»

Предлагает выбрать полоски-лучики зелёного и жёлтого цвета (если понравился мастер-класс – это было актуально, полезно, интересно – полоска желтого цвета; если неудовлетворение увиденным  - зеленая полоска) и создать картинку «солнышко».

Организует обмен мнениями присутствующих, даёт оценку происходящему.

Магнитное изображение солнца на мольберте;

Магнитные полоски жёлтого, зелёного цвета по количеству участников.

Родители прикрепляют выбранные полоски в виде лучиков солнца на картинке.

Обмениваются мнениями о мастер-классе.

 

Повышен уровень педагогической культуры родителей.

Воспитатель дарит памятки «Сторисек» -   универсальный метод развития у детей интереса к книге и культуре чтения».

Благодарит родителей за участие.

Памятки «Сторисек» -   универсальный метод развития у детей интереса к книге и культуре чтения».

Родители принимают в дар памятки.